Зарядить электромобиль в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России: полное руководство и карта заправок

Электромобили

Зарядные станции для электромобилей — новое явление для российского автолюбителя. Вопреки всем очевидным достоинствам, от замены привычного бензинового двигателя на аккумулятор многих соотечественников удерживает отсутствие элементарных знаний. В том числе о практической стороне владения электрокаром. Как, где заряжать аккумулятор, сколько стоит зарядка и каковы перспективы развития инфраструктуры в Москве и в целом по России — вопросов много, и ответы на многие из них вы найдёте в этой статье.

Зарядные станции для электромобилей в Москве: где найти подходящую розетку?

Зарядные станции в Москве: где найти подходящую

Полная, актуальная карта электрозаправок в Москве и Московской области доступна на сайте Мособлэнерго. Зарядить электромобиль в Москве можно:

  • на городских парковках — в распоряжении водителей здесь не только бесплатное парковочное место, но и электрозарядка;
  • на бензиновых АЗС — в частности можно найти и трёхфазные розетки;
  • на электрозаправках специализированных предприятий, поддерживающих развитие электротранспорта в Москве — «Россети», МГТС, «Мосэнерго»;
  • на территории современных жилых комплексов, торговых и бизнес-центров.

По количеству заправок для электромобилей столица занимает второе место в России.

Где искать карты ЭЗС?

В 2021 году на территории Москвы было открыто более 150 ЭЗС различных форматов. Среди них колонки «Мосэнерго», «Россети», МГТС и других частников. В пределах Третьего транспортного кольца проблем с заправками нет — здесь их около сотни. В спальных районах найти розетку владельцу электрокара гораздо сложнее. Эта же проблема актуальна и для крупных шоссе.

Карты ЭЗС можно найти у Google, Yandex, 2GIS, но сведения на них не всегда достоверны. Иногда популярные сервисы просто не успевают обновлять информацию.

Карта электрозаправок в Москве

Карта электрозаправок в Москве

Посмотреть полную интерактивную карту можно на сайте 2GIS

Карта электрозаправок в Санкт-Петербурге

Карта электрозаправок в Санкт-Петербурге

Посмотреть полную интерактивную карту можно на сайте 2GIS

Что такое PlugShare?

Лучший сервис, которым может воспользоваться электромобилист для поиска ближайшей заправки — приложение для смартфона PlugShare. Оно представляет из себя удобную карту ЭЗС, которая регулярно обновляется и дополняется самими пользователями, а также компаниями, устанавливающими электрозаправки, например Moscow Tesla Club.

С помощью карты PlugShare владельцы электрокаров могут легко спланировать маршрут с учётом возможных подзарядок, либо выбрать подходящее место для парковки. В приложении вы найдёте не только расположение ЭЗС, но и подробное описание зарядных портов, фотографии, отзывы и другие важные моменты. Каждая станция отмечена оранжевым (быстрые), либо зелёным (обычные) цветом.

В приложении собраны не только специализированные ЭЗС, но и другие объекты городской инфраструктуры, на которых можно зарядить электромобиль: парковки, гостиницы, жилые комплексы и др. Регистрируют такие пункты подзарядки сами владельцы.

PlugShare можно загрузить на смартфон с официального сайта приложения, AppStore или GooglePlay.

В приложении владельцы электрокаров могут найти:

  • подходящую заправку для своего автомобиля с учётом всех характеристик;
  • оптимальный маршрут до ближайшей розетки;
  • детальное описание ЭЗС с указанием адреса, телефона, технических характеристик, стоимости электрозарядки и парковки;
  • отзывы пользователей и фотографии локации.

Благодаря тому, что тысячи владельцев электрокаров регулярно дополняют приложение новыми локациями и отзывами, только здесь вы найдёте самую актуальную информацию о количестве и расположении ЭЗС на территории Москвы.

Какими могут быть ЭЗС в Москве

Какими могут быть ЭЗС в Москве

Заправки для электромобилей в Москве могут быть установлены компаниями «Россети», «Мосэнерго»”, МГТС, а также частниками, например, Touch, «ФОРА» и др.

Зарядные станции могут быть коммерческими и общественными. Первые можно найти на территории парковок, принадлежащих бизнес-центрам, жилым комплексам, и другим частникам. Общественные ЭЗС — бесплатные. Располагаются на территории организаций, отвечающих за развитие инфраструктуры электрозаправок.

Зарядные станции отличаются по типу коннекторов, тока, скорости, мощности заряда.

На территории Москвы существует 2 типа ЭЗС:

Тип станцииТип токаСтоимостьВремя зарядкиМощность
Медленныепеременный или постоянныйбесплатные7-8 часовдо 22 кВт
Станции быстрой зарядкипостоянныйбесплатные и платные1 час50 кВт

Медленные ЭЗС можно встретить там, где автолюбители могут оставить авто на 2 часа и более: возле торговых центров. кафе, ресторанов, фитнес-клубов, около муниципальных парковок. Такие станции идеально подойдут для установки в спальных районах города, в то время, как «быстрые» ЭЗС будут особенно полезны на междугородних магистралях и заправках.

Разъемы для электромобилей

У электрокаров нет единого стандарта для разъёма, что сильно усложняет жизнь владельцам экологичного транспорта. В настоящее время существуют следующие типы разъёмов для электромобилей:

Тип разъемаОсобенностиГде применяетсяМарки авто
Type 1 (J1772)Пятиштырьковый однофазный разъём был введён в 2009 году американской компанией SAE. Подходит для сетей с напряжением 220 — 230 ВСША, после модернизации и увеличения мощности — в ЕвропеAudi A3 e-tron; BMW i3 (ранние модификации), i8, 330e, X5e; Mercedes Benz C-Class C350 e и S500 e; Nissan Leaf 24 и 30; Гибриды Porsche Cayenne и Panamera
Type 2 (Mennekes)Разъём появился в Европе в 2013 году. В настоящее время считается самым распространённым среди европейских электрокаров. Есть однофазная (7.4 кВт) и трёхфазная (до 22-43.5 кВт) версии, а также модифицированная версия Tesla (120 кВт).Европа, США  Hyundai Ioniq; Kia Soul EV; Opel Ampera-e (только однофазное подключение); Renault Zoe; Европейские и американские Tesla
CCS Combo (Combined Charging System)Разъём с дополнительными силовыми контактами и функцией быстрой зарядкиЯпония, Европа, США, но разъёмы могут отличатьсяVolkswagen e-Golf и ID; KIA Niro; Hyundai eSUV; Daimler EQ; Focus Electric
CHAdeMOДвухконтактный разъём. Максимальное напряжение — 500 В, мощность — 200 кВт, сила тока — 125 А.Япония, США, ЕвропаKia Soul EV; Nissan Leaf 1 и 1.1; Nissan e-NV200; Citroen Berlingo; Renault ZOE ZE Smart ED; Tesla Model S; Mercedes B250E; Subaru; Toyota; Mitsubishi; Mazda
GB/Т 20234Китайский аналог европейского Mennekes. Есть два типа — для постоянного и переменного тока.КитайZotye E200 EV и Z500 EV; JAC iEV6E; DongFeng E30L; BYD E6 и другие китайские компании

Доступ к зарядкам

Чтобы получить доступ к ЭЗС «Мосэнерго», достаточно иметь карту «Тройка». Что касается МГТС и МОЭСК, то для того, чтобы воспользоваться их зарядками, придётся оформить карту клиента в офисах компаний.

Для оформления карты МОЭСК-EV вам понадобятся паспорт и СТС. Компания МГТС предлагает пройти регистрацию на сайте или проехать в центральный офис.

Существуют и другие, менее известные фирмы, устанавливающие электрозаправке в Москве и по области. О возможности доступа к каждой из таких ЭЗС следует узнавать в индивидуальном порядке. Так, например, если станция расположена на территории торгового центра, информацию можно уточнить у сотрудников. К некоторым ЭЗС доступны подробные пошаговые инструкции, разъясняющие, как скачать приложение, как правильно подсоединить кабель и активировать зарядку.

Сколько стоит зарядить электромобиль в Москве

Заряжаем электрокар в Москве: от чего зависит цена

Главный фактор, на который следует ориентироваться при рассчёте стоимости заправки — тариф на электроэнергию. В Москве, если в доме есть электрическая плита, стоимость 1 киловатта — 1.74 рубля, если плита газовая — 2.48 рублей. Соответственно полная заправка авто с аккумулятором 100 кВт обойдётся в 248 или 174 рубля.

Цены на общественных зарядных станциях цена за киловатт выше в среднем на 2-3 рубля. Но такой вариант обходится выгоднее даже самого экономичного ДВС.

Бесплатные зарядные станции можно найти на территории «Мосэнерго», МГТС, МОЭСК, а также недалеко от городских парковок.

Будущее инфраструктуры — перспективы развития

Первые зарядные станции для электрокаров появились в Москве в 2021 году. Это были единичные экземпляры в рамках проекта МОЭСК-EV. Говорить о начале полномасштабного развития инфраструктуры можно, начиная с 2016 года.

С целью масштабного сокращения вредных выбросов в атмосферу, уменьшения негативного воздействия на окружающую среду мэрия столицы совместно с Департаментом транспорта учредили проект “Энергия Москвы”. Так, в качестве стимула для использования электромобилей с 2020 года активно:

  • создаются специальные места для подзарядки электромобилей;
  • строятся зарядные станции для электрокаров (ЭЗС);
  • оказывается поддержка электротакси и электрокаршерингу.

В 2020 году в Москве были установлены 200 зарядных станций, а к 2023 году их количество планируется увеличить до 600. Зарядные станции появляются как рядом с крупными торговыми центрами, так и в жилых районах.

Главная особенность формирования электроинфраструктуры в российской столице — одновременно с установкой ЭЗС проходит капитальный ремонт и прокладка кабельных сетей. Фактически сначала происходит подготовка района, и только потом устанавливается электрозаправка. Новые кварталы и микрорайоны изначально адаптируются под установку зарядок и подключение их к электросети.

Мэрия Москвы ведёт активную работу с представителями бизнеса и жителями столицы, предлагая к обсуждению варианты перехода на электротранспорт, а также собирая предложения новых локаций для установки ЭЗС.

Популярные вопросы про зарядку автомобиля

Измеряем ёмкость аккумуляторов

Единица измерения емкости аккумулятора автомобиля — кВт·ч (Киловатт-часы). Если аккумулятор обладает ёмкостью 100 кВт·ч, в течение часа он способен выдавать 100 кВт.

Заряжать автомобиль можно только на ЭЗС?

Мы настоятельно рекомендуем заряжать электромобили на специальных заправочных станциях — это безопасно и быстро. Но если возникнет необходимость, можно воспользоваться обычной розеткой 220 Вольт.

Как заряжать электромобиль?

Существует несколько доступных способов зарядить электромобиль:

Способ зарядкиОсобенности
От розетки 220 VДля зарядки можно использовать домашнюю розетку. Главное условие — наличие специального переходника, который преобразует ток из переменного в постоянный. С одной стороны такого переходника — разъём для электромобилей, с другой — стандартная привычная вилка. Кабель защищен от перегрева и возгорания защитным блоком. Недостаток — низкая скорость зарядки: аккумулятору 60 кВт⋅ч для зарядки необходимы сутки.
От электросети 380 VДля зарядки необходимо специальное преобразующее устройство, которое подключается к сети по трехфазной или однофазной схеме. От трёхфазной розетки батарея 60 кВт⋅ч заряжается примерно за 2 часа. Недостаток — в России сложно найти трёхфазные розетки с максимальной силой тока.
Зарядные станции с постоянным токомСамый быстрый вариант. Обладают высокой силой тока (до 125А), напряжением до 500 А, мощностью до 65 кВт. Для подключения необходим разъем типа CHAdeMO. Недостаток — «убивают» аккумулятор гораздо быстрее медленных заправок.
Tesla SuperchargerМощные (до 120 кВт⋅ч), позволют зарядить даже самую объёмную батарею емкостью 90 кВт за 40 минут. Доступны американские и европейские разъемы. Недостаток — в России всего одна такая заправка, в Сколково.
Беспроводные зарядкиУстройства, действие которых основано на принципе магнитной индукции. Не требуют специальных разъемов и кабелей.Для зарядки нужны базовая станция и специальное устройство, которое крепится к днищу авто.

Самый простой способ зарядить электромобиль — воспользоваться специальной заправочной станцией. Но если ЭЗС не доступна, подойдёт любая розетка 220 В. Для зарядки вам понадобится специальный кабель, который можно найти в багажнике любого электромобиля. С одной стороны кабеля — разъем, который подсоединяется непосредственно к авто. С другой — зарядное устройство с коннектором, на которое надеваются переходники, в том числе переходник для розетки 220 В. Чем мощнее розетка, тем быстрее пойдёт зарядка. Если позволяет модель авто, лучше воспользоваться разъемом для трёхфазной розетки, которую можно найти на любой заправке или в гостинице.

Если у вас американский электрокар, трёхфазная розетка не подойдёт — только однофазная.

После установки кабеля обратите внимание на специальный индикатор: зелёный означает, что зарядное устройство видит розетку. Другой конец вставьте в зарядный порт на кузове автомобиля.

Несмотря на то, что беспроводные станции не получили широкого распространения, в настоящее время эта технология — наиболее прогрессивная. Над беспроводными зарядками работают такие автоконцерны, как Volvo, BMW, а также компании, специализирующиеся на электротранспорте — Evatran, WiTricity, Plugless. В Европе появляются первые трассы с возможностью беспроводной зарядки электрокаров на ходу.

Если аккумулятор сел невовремя

Количество заправок для электрокаров по всей стране увеличивается с каждым годом. Самая полная и актуальная база — у сервиса PlugShare. Зарядить электромобиль в Москве можно на станциях компаний:

  • «Россети»;
  • МОЭСК;
  • «Мосэнерго».

Станции, позволяющие совершать поездки на электромобиле из Москвы в Европу появились в 2018 году.

Зарядка электромобиля — это долго?

Зарядка электромобиля — это долго?

Для рассчёта приблизительного времени зарядки, емкость аккумулятора делим на мощность. Так аккумулятор ёмкостью 60 кВт·ч от источника мощностью 60 кВт будет заряжаться час, а если показатель уменьшить до 15 кВт, то 4 часа.

Чтобы рассчитать максимальную мощность, которую способно подавать зарядное устройство, используйте формулу Вольты х Амперы = Ватты.

На практике это выглядит так (возьмём для примера аккумулятор Tesla Model S 75D на 75 кВт·ч):

  • от розетки 220 Вольт с силой тока 16 ампер зарядка будет идти примерно 21 час;
  • Tesla Wall Connector зарядит ту же батарею за 4 часа;
  • зарядная станция с мощностью 22 кВт сократит время зарядки до 3 часов;
  • максимально быстрой будет зарядка от Supercharger или ChaDeMo — приблизительно 1,5 часа.

Все формулы — теоретические, а итоговые показатели — приблизительные. В реальности возможны расхождения из-за неравномерной скорости зарядки.

Зарядка электромобиля — это дорого?

Если вы выбираете заряжать авто в домашних условиях, рассчитывайте расходы исходя из тарифов на оплату электроэнергии в вашем регионе по следующей формуле: цена за 1 кВт х ёмкость батареи (кВт·ч) = Цена зарядки.

Пара слов о Тесла Supercharger

Компания Tesla Inc. создала сеть специализированных заправочных станций для электрокаров Tesla. Их количество к лету 2018 года превысило 10 тысяч. Аккумулятор мощностью 90 кВт·ч на такой станции можно полностью зарядить всего за 1 час 15 минут. Получаса хватит на заряд 55% от ёмкости аккумулятора.

Такие станции идеальны для зарядки электрокаров. Единственный недостаток — Tesla Supercharger нет на территории России. Ещё в 2016 году в официальных источниках прошла информация об открытии первой зарядной станции Тесла на территории подмосковного гольф-клуба «Сколково», но на официальной карте заправок её нет.

Трёхфазная и однофазная розетка: в чём разница и где найти?

Трёхфазная и однофазная розетка: в чём разница и где найти?

Однофазные — любые привычные нам розетки с напряжением 220 V. Трёхфазные розетки также можно найти в любой квартире. Как правило, с их помощью подключают плиту. У таких розеток выше все необходимые показатели: максимальная мощность, напряжение. Это значительно влияет на скорость восполнения заряда.

Розетки с тремя фазами доступны на бензиновых заправках, автомойках, в гостиницах и на платных парковках.

В комплекте европейских моделей Tesla есть всё необходимое для зарядки как от обычной, так и от трёхфазной розетки.

Есть ли разница между американской и европейской Tesla?

Американским моделям Tesla не подойдут трёхфазные розетки — только однофазные. Поэтому заряжать их придётся дольше, чем европейские.

Устанавливаем станцию для зарядки электромобиля дома

Среди российских поклонников Tesla большинство — около 90%, предпочитают пользоваться домашними станциями. Это значительно экономит время, не требует дополнительных поездок на ЭЗС: авто можно оставить на зарядке на ночь или на время выходных.

Полностью заряженный аккумулятор позволит вам забыть о зарядке на 2-3 дня. Теоретически подойдёт и обычная евророзетка. Правда, на зарядку будет уходить более 20 часов.

Сообщество российских владельцев Tesla — Moscow Tesla Club, может подобрать и установить подходящую зарядную станцию, добавив её в приложение PlugShare.

Электромобиль — это транспорт будущего. Часто можно встретить сравнение привычного бензинового двигателя с печью, которую топят дровами, а электротранспорт — с современным безопасным и экологичным отоплением. По сравнению с Европой и США Россия находится на начальном этап формирования электроинфраструктуры, и лидирующие позиции в этой области остаются за Москвой. Но, если удастся сохранить темп, в ближайшие десятилетия мы получим развитую сеть электрозаправочных станций и значительное увеличение числа поклонников электрокаров среди автолюбителей.

Команда нашего сайта
Артём Соколов

Артём Соколов

Автор проекта

Аркадий Семёнов

Аркадий Семёнов

Автор статей

Айгюль Соколова

Айгюль Соколова

Контент-менеджер

Всё о чистой энергии, экологии, энергетике, электрике, электронике и электротранспорте - GreenEnergia.ru